gukovfamily

Categories:

О том, как правильно мыслить и высказываться

Дорогие товарищи,

в наше время мы постоянно находимся в общении, если мы не общаемся в реале, то очень много каждый из нас контактирует в Интернете со многими, самыми разнообразными людьми, разными, как по по уровню сознания, так и по уровню развития интеллекта, я уже не говорю об элементарной культуре. В зависимости от уровня сознания и уровня развития интеллекта человек определяется со своим мировоззрением.

Итак, когда мы вступаем в общение, мы при этом имеем разные цели        (здесь не только выдержки из учебников, но и мои личные суждения): 

Цели, функции и виды общения в зависимости от содержания

устанавливание и развитие межличностных отношений,  контактная цель – «установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения»,  познание людьми друг друга, узнать о личностных особенностях собеседника, его мировоззрении и интересах, предварительно определелить, какой вид и форма общения в дальнейшем возможен с этим человеком — функция социализации

проинформировать кого-то о чем-то, распространить новые знания или напомнить об уже известных и т.д., обучение, когнитивное общение (обмен знаниями); — это информационная функция общения,

—  убедить кого-то в чем-то, сагитировать на какую-то деятельность, воспитание, мотивационное общение (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами) —  это регулятивная функция общения – изменение поведения одним лицом у другого

—  скоординировать действия в совместной деятельности,  организация совместной деятельности, деятельностное общение (обмен действиями, операциями, умениями и навыками) - это тоже регулятивная функция общения (деловое общение) 

—  оказать или получить моральную поддержку, психологическую помощь, взаимообмен эмоциями — кондиционное общение (обмен психическими или физиологическими состояниями) — эмотивная функция

материальное общение (обмен предметами, продуктами)

социальный контроль — регламентирование поведения и деятельности с помощью групповых и социальных норм путем использования позитивных — одобрение, похвала или негативных — неодобрение, порицание — санкций. 

В круги общения каждого человека входят: семья, соседи, друзья и подруги по интересам, соратники, коллеги. В разные периоды жизни мы уделяем больше внимания тому или иному кругу общения.

Конечно же, хочется от общения получать только положительные эмоции, но, к сожалению, это не всегда получается, наверное, это не реально. Также с годами, когда начинаешь дорожить буквально каждой минутой, я стараюсь освободиться от ненужного пустого общения, которое ничего не дает ни уму, ни сердцу (я имею ввиду, прежде всего, соцсети, я почти не посещаю В Контакте, редко посещаю Одноклассников, практически не посещаю Инстаграм и еще ряд соцсетей). Меня раздражает, когда мне посылают разных кошечек, цветочки и всякую другую ерунду, так как я свою голову не засоряю всяким мусором. Правда, мои знакомые это уже поняли и все реже это делают.

Общение со своими родственниками, друзьями и соратниками в общем не несет больших проблем, так как мы вольны выбирать своих друзей, и даже приносит удовольстие и радость. Но общение с незнакомыми людьми, как в реале, так и в виртуале, может очень огорчить, страшно осознавать, что много россиян совершенно безграмотные люди, и именно поэтому они позволяют собой манипулировать на радость мега-ворам и мега-мошенникам, которые составляют мировой олигархат.

Только человек с критическим и самостоятельным мышлением, то есть с высоким уровнем развития интеллекта, способен противостоять тем информационным помоям, которые льются на него отовсюду и зомбируют его, даже вопреки его желанию.

Критическое мышление — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

Мышление это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Интеллект — это способность к абстрактному мышлению, логическим операциям, анализу и рассуждениям, поиску связей и закономерностей, обучаемости, быстрому восприятию информации и, самое главное, к решению задач с помощью всего перечисленного выше.

Если уровень сознания человека (мудрость) зависит не только и не столько от образования, сколько от воспитания, то уровень интеллекта нельзя повысить без хорошего образования, коим было советское.

Прежде всего, без материалистической диалектики и логики!!! Грамотный человек на то и грамотный, что он знает их законы.

Основными в логике считаются 4 закона:

  • закон тождества
  • закон противоречия
  • закон исключенного третьего
  • закон достаточного основания

Принципы и законы диалектики:

  • принцип всеобщей взаимосвязи, утверждающий, что все связано со всем, и только ограниченность человеческого знания не позволяет видеть все существующие связи;
  • принцип развития, провозглашающий направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов в качестве универсального их свойства; поступательное движение от низших форм материи к высшим, движение по спирали: через противоречия, отрицание отрицания, повторение предыдущих этапов, но на более высокой ступени развития.
  • закон единства и борьбы противоположностей, касающийся перехода вещей в процессе своего развития в свою противоположность;
  • закон перехода количественных изменений в качественные, говорящий о накоплении развивающимися объектами постепенных количественных изменений и последующем скачкообразном переходе последних в качественные изменения;
  • закон отрицания отрицания.  Из последнего закона вытекает спиралевидность общественного развития

Итак, как же проявляется наш интеллект во время нашего общения с людьми, когда нам надо не только сообщить какую-то мысль, но и убедить их в ее правильности?

Когда мы высказываем свою мысль (суждение, тезис), ее обязательно надо обосновать. Как обосновать? С помощью рассуждения.

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. 

Последовательная логическая связь нескольких суждений (смотрите выше законы логики и диалектики), необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение — это несколько суждений (аргументов, доводов, доказательств), связанных логически.

Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение (вывод) и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

А сейчас подробнее ознакомимся, что такое ДОКАЗАТЕЛЬНОЕ РАССУЖДЕНИЕ.

1. Сущность и структура доказательства.

Доказательство – это совокупность логических приёмов обоснования истинности какого-либо суждения.

Доказательством в формальной логике является всякое выведение одних истин из других, путём установления связи между ними. В этом смысле всякое умозаключение есть доказательство.

Доказательное рассуждение состоит из трёх элементов:

ТЕЗИС – суждение, истинность которого нужно доказать.

АРГУМЕНТЫ (доводы, основания) – истинные суждения, доказывающие тезис.

ДЕМОНСТРАЦИЯ – соблюдение логических правил, обеспечивающих связь между аргументами и тезисом, т.е. показ следования истинности от аргументов к тезису.

Наиболее принудительной силой обладает дедуктивное (от общего к частному) следование.

Виды аргументов. !!!

1) Проверенные факты (статистические данные, свидетельские показания, научные факты и т.п.).

2) Определения.

3) Аксиомы и постулаты. Аксиома – суждение, истинность которого очевидна из опыта и принята без доказательств.

Постулат – оговоренное допущение; утверждение, заимствованное из другой области знаний, а в данной области знаний используемое без доказательства. Разновидностью постулата в аргументации выступает юридический закон.

4) Ранее доказанные законы науки и теоремы.

В ходе доказательства могут использоваться как отдельные виды, так и несколько видов аргументов.

Способы доказательства.

Доказательства по форме делятся на прямые и непрямые.

ПРЯМОЕ доказательство осуществляется от рассмотрения аргументов к утверждению тезиса (дедукция). Этот способ используется в полемике, в судебной практике, в науке, в обучении, в статистике, в постановлениях и других случаях. В этих случаях используется утверждающий модус условно-категорического умозаключения: ((ав)  а)  в.

НЕПРЯМОЕ (косвенное) – осуществляется путём обоснования ложности антитезиса. Этот способ применяется, когда нет аргументов для прямого доказательства.

Антитезис – это несовместимое с тезисом суждение. Несовместимость суждений имеет, как известно, два вида. Поэтому существует два способа косвенного доказательства:

1) апагогическое (или доказательство «от противного»), когда вместо истинности суждения «а» обосновывают ложность противоречащего суждения «а»;

2) разделительное доказательство (или методом исключения), когда вместо истинности суждения «а» обосновывают ложность противоположного суждения «в» в строгой дизъюнкции ав. Пример: смотри т.5, п.1.2.3.

2. Опровержение и его виды.

Опровержение – логическая операция, направленная на разрушение доказательства.

В повседневной жизни общение зачастую приобретает форму дискуссии, полемики, спора. Поэтому важно уметь не только доказывать свою правоту, но и опровергать мнение оппонента. Т.к. доказательство содержит три элемента, то выделяют и три способа опровержения.

I. ОПРОВЕРЖЕНИЕ ТЕЗИСА:

А) опровержение фактами (прямое);

Б) установление ложности следствий, вытекающих из тезиса (косвенное), символически это можно представить так: ((ав)в) а;

В) установление противоречивости следствий, вытекающих из тезиса (косвенное), символически это выглядит так: ((ав)(а в)) а; данный приём называется «сведение к абсурду»;

Г) доказательство антитезиса (косвенное).

II. КРИТИКА АРГУМЕНТОВ. Задача состоит в установлении их ложности или недостоверности. Если удаётся отвергнуть аргументы, то тезис остаётся не доказанным, хотя по своей сути он может быть и истинным. Задача нашего оппонента – подобрать достоверные аргументы. Наша задача – разрушить доказательство – решена. В этом случае используется отрицающий модус условно-категорического умозаключения:

((ав)  а)  ввер; т.е. если аргументы ложны, то тезис не обоснован.

III. КРИТИКА ДЕМОНСТРАЦИИ. Здесь задача – показать отсутствие связи между тезисом и аргументами оппонента. Если это удаётся сделать, то наша задача разрушить доказательство считается решённой. Даже при том, что тезис и аргументы могут быть истинными. Такая ситуация имеет место при нарушении правил построения умозаключений.

Т.о. можно разрушить доказательство и без опровержения тезиса. Чаще всего перечисленные способы применяются в сочетании друг с другом.

В логике обычно выделяют три группы правил доказательного рассуждения.

I. Правила и ошибки, относящиеся к тезису:

Тезис должен быть ясным и точным.

Тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего процесса аргументации.

При нарушении данных правил могут возникнуть следующие ошибки:

1. Полная или частичная подмена тезиса. Это происходит, когда выдвинутый тезис «забывается» (умышленно или неумышленно), и на смену ему приходит другое положение, которое и аргументируется. Чаще всего это делается путем упрощения или расширения тезиса, в результате чего тезис полностью или частично подменяется.

2. Довод к личности. Ошибка или уловка состоит в незаметном подмене доказательства выдвинутого тезиса ссылками на персональные особенности личности, выдвинувшей тезис.

II. Правила и ошибки, по отношению к аргументам доказательства:

Аргументы должны быть истинными.

Приведенных аргументов должны быть достаточно для доказательства тезиса.

Аргументы должны быть автономны, то есть их истинность должна быть доказана независимо от тезиса.

Ошибки по отношению к аргументам доказательства:

1. Основное заблуждение. Ошибка происходит, когда ложное суждение принимается в качестве истинного аргумента. Ошибка может быть непреднамеренной. Например, долгое время истинным считалось суждение о том, что Земля плоская, так как, будь она круглой, люди не могли бы на ней удержаться на ногах. Соответственно, кругосветное путешествие невозможно.

2. Предвосхищение основания. Эта ошибка совершается тогда, когда тезис опирается на неопределенно истинные суждения (мнения, слухи и т. п.), которые только предвосхищают выдвигаемое положение, а не обосновывают его достоверно.

3. Порочный круг в демонстрации. Эта ошибка происходит, когда выдвигаемое положение обосновывается аргументами, а аргументы обосновываются этим же положением.

III. Правила демонстрации и ошибки демонстрации:

Тезис должен быть заключением, логически следующим из аргументов по правилам умозаключений дедукции, индукции и аналогии.

Ошибки в демонстрации:

1. Мнимое следование. Данная ошибка возникает, когда отсутствует логическая связь между тезисом и аргументами. Хотя часто вместо логической связи используют квазисвязь, т. е. аргументы соединяют с тезисом с помощью слов «следовательно», «итак», «таким образом» и т.п.

2. Переход от сказанного с условием к сказанному безусловно. Здесь аргумент, истинный только с учетом определенных факторов, приводится в качестве универсального. Подобный переход иногда используют софисты, пытаясь ложь выдать за истину.

ВЫВОД: прежде, чем спорить, подготовь веские аргументы своей позиции, а также доказательства ложности позиции оппонента.

Вчера все прогрессивное человечество отмечало 150-летие Ленина, нашлись деятели с промытыми мозгами, которые сами из себя ровным счетом ничего не представляют, с тройками закончившие школы или техникумы, или даже вузы, но с тройками по философии, и не изучавшие логику, высказывают свои необъективные суждения о Ленине, не понимая (что очень странно) того, что деятельность и личность Ленина давно уже получила адекватную оценку со стороны прогрессивного человечества, каждый факт его биографии и работы проанализирован и объективно оценен, Ленин входит в антологию величайших людей мира, и, что не имеет никакого смысла «тявкать» на гиганта, от этого его значимость не уменьшится. Невежество распространилось так широко в нашей стране, что впору ее назвать Быдлостан.

Мне настолько унизительно общаться с невеждами, что я вышла из группы «Старая Ялта».

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.